Вы здесь

5. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ В УКРАИНЕ И ОПЫТ Г. ХАРЬКОВА.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ В УКРАИНЕ И ОПЫТ Г. ХАРЬКОВА.

Шаповалова Ю.Г.
 КП «Центр обращения с животными», г. Харьков, Украина
 E-mail: ursula.rada@gmail.com

 В большинстве городов Украины еще не приняты Программы регулирования численности домашних животных гуманными методами (несмотря на то, что это требование действующего законодательства), поэтому широко применяется практика умерщвления животных на месте. Хотя таким образом и удается сдерживать рост численности бродячих животных, но такой метод работы противоречит положениям ЗУ «О защите животных от жестокого обращения» и является морально неприемлемым в цивилизованном обществе. С другой стороны, несмотря на отсутствие успешных примеров применения (1) и явное противоречие ст.24 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения», не предполагающей присутствия безнадзорных собак на территории населенных пунктов, некоторыми городами принимаются Программы регулирования численности домашних животных, предусматривающие в отношении безнадзорных собак метод ОСВ (отлов, стерилизация и возврат в среду обитания). Это приводит к значительному усложнению и удорожанию процесса отлова, и к существенному сокращению количества отлавливаемых животных. Как следствие, за последние годы, в этих городах наблюдается резкое увеличение численности бездомных собак. Статистические данные государственной санитарно-эпидемиологической службы подтверждают, что в городах, где применяется метод ОСВ (Киев, Харьков, Одесса), наблюдается тенденция ежегодного увеличения количества покусов бездомными собаками. Отмечены также и случаи гибели людей.

Внедрение программы ОСВ базируется на ряде ошибочных предположений. Перечислим некоторые из них:
 1) одним из главных доводов в пользу замены традиционного безвозвратного отлова на ОСВ было то, что отлов бездомных собак предположительно приводит к всплеску размножения в уцелевшей части популяции, а значит применение его неэффективно;
 2) уничтожение бездомных животных неэффективно, поскольку не приводит к исчезновению их популяции в отличие от метода ОСВ, который приведет к постепенному исчезновению популяции путем естественной смерти животных, лишенных возможности воспроизводства;
 3) кастрированные собаки не представляют угрозы для людей, поскольку снижается их агрессия;
 4) наличие бездомных собак способствует сокращению популяции синатропных грызунов;
 5) кастрированные собаки препятствуют миграции с окрестных районов чужих животных;
 6) привитые против бешенства бездомные собаки являются барьером для проникновения вируса бешенства из окрестностей города.
 Но ни одно из этих предположений не находит ни научного, ни практического подтверждения.

 Как правило, принятые городские Программы предусматривают учет и регистрацию домашних животных, контроль над соблюдением Правил их содержания и информационно-просветительскую работу с населением, но предприятия, предназначенные для выполнения этих задач, созданы только в двух города: Киеве и Харькове. Однако в городах, где применяется метод ОСВ, ни эти, ни иные меры оказываются неэффективными.

Почему это происходит:
 1) из-за нехватки финансирования, техники, рабочих рук и мест для послеоперационной передержки не удается в короткие сроки прооперировать всех бездомных собак. Количество отлавливаемых животных сокращается в десятки раз (ранее, старым способом в Харькове безвозвратно отлавливалось 20 тыс. собак в год. После введения ОСВ начали кастрировать и возвращать на место около 2 тыс. животных). (Операцию, которую проводят собакам обоих полов при ОСВ правильно называть не стерилизация, а кастрация). Пока идет работа по кастрации ограниченного количества животных, происходит значительный прирост поголовья за счет выброшенных на улицу домашних животных и размножения оставшегося большого количества бездомных. Повышается стайность собак, растет конфликтность: увеличивается число покусов и становятся массовыми жестокие самосуды-расправы населения над животными. Наблюдается массовое уничтожение кошек стаями бездомных собак;
 2) кастрированные бездомные собаки, также как некастрированные, остаются потенциальными переносчиками различных зоонозных заболеваний. Не только дерматитов, гельминтоза, хламидиоза, лептоспироза и других, но и бешенства, поскольку прививаются против бешенства одноразово без ежегодной ревакцинации. Органы СЭС фиксируют высокий процент загрязнения грунта детских площадок и мест рекреационной зоны яйцами гельминтов (токсокар, собачьей и кошачьей аскарид);
 3) наблюдается, что суки после кастрации, в условиях стайности или просто борьбы за выживание, зачастую становиться агрессивнее;
 4) наблюдается, что бездомные собаки могут соседствовать с крысами и даже одновременно питаться в одном месте. Сами собаки не наносят существенного вреда популяции грызунов, но при этом изгоняют и уничтожают их естественных врагов — кошек;
 5) кастрация не влияет на изменение территориального поведения. Отсутствие абсолютного территориального поведения у собак приводит к тому, что они могут принимать чужих животных с окрестных территорий (2,3);
 6) наблюдается, что популяционная плотность бездомных собак в городской среде почти не зависит от естественной поддерживающей емкости среды. Это обусловлено тем, что собак подкармливают сами жители города — чем больше собак, тем больше прикармливателей. Таким образом кормовая база может безразмерно увеличиваться, что влечет за собой и рост популяции животных. Таким образом, субпопуляция городских бездомных собак не может являться равновесной, и механический перенос на нее свойств равновесных естественных популяций нельзя признать правомерным (4);
 7) присутствие безнадзорных собак в общественных местах, приводит к несоблюдению владельцами Правил содержания животных (выгул в отведенных местах и на поводке).

 Все это свидетельствует о негативном влиянии метода ОСВ, применяемого к бездомным собакам, на охрану здоровья населения и санитарное благополучие населенных пунктов и доказывает недопустимость применения этого метода для городов Украины.

Опыт стран, где решена проблема бездомности животных-компаньонов, предусматривает применение комплексного подхода к решению проблемы:
 а) налаживание обязательной системы учета и регистрации домашних животных;
 б) применение экономических рычагов воздействия — ограничение рождаемости домашних животных, путем введения дифференцированного налогообложения со сниженной величиной налога на стерильное животное;
 в) ужесточение ответственности за нарушение Правил содержания домашних животных;
 г) предоставление населению доступной цены на стерилизацию и кастрацию животных;
 д) просветительская работа с населением об ответственном и гуманном обращении с животными;
 е) безвозвратный отлов безнадзорных собак и размещение в приютах, поиск хозяев, а также передача частным приютам для дальнейшего содержания. Если количество отлавливаемых животных намного превышает количество пристраиваемых, для недопущения остановки приема животных — применение эвтаназии к невостребованным животным после установленного срока содержания до тех пор, пока будет сохраняться такая необходимость, т.е. работа по принципу «приюта неограниченного приема»;
 ж) контроль за содержанием собак на закрытых территориях предприятий и организаций: недопущение неконтролируемого размножения и выхода за пределы территории;
 з) предоставление населению возможности передать в приют ненужное животное.

Опыт Харькова.

 Органы местного самоуправления г.Харькова решили взять за основу в сфере обращения с животными-компаньонами положительный опыт зарубежных стран, а также рекомендации ведущих Международных зоозащитных организаций.
 Для справки: население Харькова 1млн.446 человек, площадь — 310 кв. км. По примерным подсчетам поголовье домашних собак оценивается в 50 тыс., а поголовье домашних кошек — в 250 тыс.
 Коммунальное предприятие «Центр обращения с животными» г.Харькова начало деятельность с января 2010г. Предприятием проводится следующая работа:
 1. Учет и регистрация домашних животных (паспортизация и идентификация животных), ведение единой городской электронной базы данных животных города (услуга платная).
 2. Контроль за соблюдением Правил содержания домашних животных в г. Харькове: регулярные рейды с милицией по улицам города, а также расследование жалоб о нарушениях городских Правил содержания животных, с привлечением нарушителей к ответственности (сотрудники предприятия имеют полномочия по составлению протоколов по ст.154 КУоАП). В судебной практике Харькова впервые появились прецеденты вынесения решений о конфискации животных из-за нарушений правил содержания.
 3. В 2010г. специальными знаками обозначено 105 мест для выгула собак. На 2011г.запланировано обозначить еще около сотни мест.

4. Получена лицензия на ветеринарную деятельность. Оказываются услуги населению по кастрации домашних животных по доступной цене (в 3-5 раз ниже чем средняя городская цена).
 5. Проводится информационно-просветительская работа с населением (распространение листовок, буклетов, размещение информации в печатных СМИ и на телевидении).
 6. Специалистами предприятия разработана и согласована с Департаментом образования г. Харькова учебная программа “Гуманное отношение к животным и правила их содержания”. С января 2011 года Программа начала применяться в детских учебных заведениях.
 7. С привлечением правоохранительных органанов контроль над торговлей домашними животными, борьба с перекупщиками.
 8. Приобретены 3 автомобиля марки ГАЗ 33023, переоборудованные для транспортировки животных. В каждом авто по 14 индивидуальных выдвижных клеток из сетки с толщиной прута 5 мм

9. Приобретены средства для гуманного отлова: петли, сачки и пневматические шприцеметы для шприцев в 3 мл и 5 мл для обездвиживания собак разного размера.

10. Под строительство Городского центра содержания животных на окраине города, вдали от жилого фонда, выделен участок земли размером 2 га. Разработан проект и выделены средства на строительство комплекса, который включает в себя: карантинную площадку на 500 собак; ветеринарную клинику с двумя отделениями и стационаром (для животных, содержащихся в центре и для животных, имеющих владельцев); помещение на 100 мест для содержания прошедших карантин перспективных для пристройства собак; зону дрессировки и выгула собак; приют для кошек на 50 мест.

11. Куплено современное оборудование для ветеринарной лечебницы.
 12. Выделены средства и в 2011г. приобретается современная установка для кремации умерших животных

13. Куплен промышленный холодильник, рассчитанный на хранение 3 тонн биоматериала.
 14. Все без исключения безнадзорные собаки отлавливаются и размещаются в центре передержки для поиска хозяев.

 Больные и агрессивные усыпляются сразу. Остальные за бюджетные средства содержатся 7 дней, согласно ст. 24 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения». Перспективные для пристройства животные содержатся до 2 месяцев за счет предприятия до передачи новому владельцу. Дается постоянная реклама на животных с целью передачи их новым владельцам. Работа ведется по принципу «приюта неограниченного приема» - невосстребованные животные подвергаются гуманной эвтаназии, согласно ст. 16 и 17 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения», «Методических рекомендаций по проведению эвтаназии животных», утвержденных приказом Государственного комитета ветеринарной медицины № 365 от 07.09.2010 г. и приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины 28.09.2010 N 425 «Об утверждении Порядка проведения мероприятий, необходимых для сокращения численности животных, представляющих опасность». Для эвтаназии применяется новый сертифицированный в Украине препарат — Тиопенат (разрешен для эвтаназии мелких животных).

 Сначала городской Программой предусматривался отлов бездомных собак и возвращение их после стерилизации и вакцинации против бешенства на место отлова.
 Но, с момента перехода на гуманные методы сокращения численности бездомных животных (с начала 2008 г.), в городе наблюдается резкое увеличение их поголовья.

 В настоящее время существует опасность для граждан, источником которой являются бездомные собаки. По данным городской СЭС и Управления ветеринарной медицины г.Харькова начиная с 2007 года:

 1) количество покусов, наносимых бездомными собаками, стабильно растет:
 - 2007 год - 2348 покусов собаками, из них бездомными - 1133 (48,25%);
 - 2008 год - 2826 покусов собаками, из них бездомными - 1642 (58,1%);
 - 2009 год - 2715 покусов собаками, из них бездомными - 1785 (65,75%);
 - 2010 год - 2763 покусов собаками, из них бездомными - 1903 (68,87%).

 2) остаются стабильно высоким показатели загрязнения почвы детских площадок, мест рекреационной зоны яйцами гельминтов (токсокар, собачьих и кошачьих аскарид):
 - 2007г. - 11,4% положительных результатов из 500 исследованных проб;
 - 2008г. - 19,9% положительных результатов из 472 исследованных проб;
 - 2009г. - 19,3% положительных результатов с 1082 исследованных проб;
 - 2010г. - 19,3% положительных результатов с 1137 исследованных проб.

 3) с каждым годом увеличивается количество случаев заболевания домашних животных бешенством.
 Подтверждением угрозы, которую несут бездомные собаки жителям города Харькова является несчастный случай, который произошел 18 февраля 2010 года. В сосновом бору в районе ул. Героев Труда был обнаружен труп женщины с множественными рваными ранами тела. В ходе первичного осмотра места происшествия установлено, что видимые телесные повреждения могли быть причинены в результате множественных укусов собак, что было подтверждено актом судебно-медицинской экспертизы. В районе происшествия выловлено стаю бездомных собак из 8 особей, 2 из которых, как было установлено, были стерилизованы.
 Как следствие всех перечисленных проблем растет количество населения, которое недовольно наличием бездомных собак на улицах, что приводит к отравлению животных местными жителями. Среди пользователей Интернета в последнее время стало набирать популярность движение так называемых «догхантеров».

 При таких обстоятельствах, продолжать применять метод стерилизации собак с возвращением на место отлова, как основной — не представляется возможным. Тем более, что нахождение собак на улице без присмотра владельцев противоречит требованиям ст. 24 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения». Чтобы стабилизировать постоянно растущую численность стай собак, необходимо увеличивать объемы их безвозвратного отлова с улиц города. Именно на это сейчас направлена политика Харьковского городского совета в сфере регулирования численности домашних животных.

 На переходный период, пока строительство комплекса по передержке животных еще не завершено, работа по отлову бродячих животных проводится с использованием вольера, состоящего из 30 секций , в каждой из которых можно разместить несколько животных.

За месяц с помощью такого вольера можно отлавливать около 450 собак (каждую неделю завозится на 7-ми дневную передержку 100 собак). При этом за месяц удается около 50 собак передать новым хозяевам. Такое количество отлова обеспечивают две машины. Трупы усыпленных животных утилизируются на государственном предприятии «Купянский ветеринарно-санитарный завод», имеющем лицензию на утилизацию биоотходов (290 грн. за тонну).

 Ориентировочное количество бездомных собак в Харькове оценивается примерно в 20 тыс.особей. После завершения строительства Городского центра содержания животных можно будет отлавливать до 1500 собак в месяц, соответственно за год — до 18 тыс. Такими темпами мы надеемся снизить поголовье бродячих собак до минимума. С каждым месяцем интенсивного отлова количество размножающихся животных будет уменьшаться. Таким образом, мы ожидаем, что будет снижаться и потребность в отлове. Ошибочно ожидать, что потребность в отлове совсем исчезнет, т.к. происходит неконтролируемое размножение невосстребованных домашних животных, которые могут попадать на улицу. Со временем мы хотим добиться ситуации в Харькове, когда замеченная на улице без присмотра собака будет расцениваться как ЧП, будет тут же отлавливаться и доставляться в приют.
 Для кошек, как для менее проблемного вида, чем собаки, считаем приемлемым применение метода ОСВ, с возвратом под опеку граждан.

 После завершения строительства комплекса, к началу 2012 года, предприятие сможет оказывать населению на платной основе широкий спектр услуг:
 • отлов бездомных животных по заявкам физических и юридических лиц;
 • ветеринарные услуги;
 • гостиница для животных на время отсутствия хозяев;
 • дрессировка собак;
 • парикмахерские услуги для животных;
 • прием от населения ненужных животных;
 • кремация умерших домашних животных.

 Со временем это даст возможность выхода на частичную или полную самоокупаемость предприятия, а также к сокращению финансирования из городского бюджета. Для содержащихся в городском центре животных планируется применять принцип «приюта неограниченного приема» до тех пор, пока в этом будет наблюдаться необходимость. Цель работы предприятия — сокращение численности бездомных животных и сведение до минимума применения эвтаназии.

 Пример работы Городского центра содержания животных: размещение отловленных собак на 7 суток на карантинной площадке, рассчитанной на 500 мест; отбор среди животных социализированных и здоровых и помещение на карантин не менее 10 суток, где будет проводиться их сан-вет обработка (дегельминтация и вакцинация против бешенства); перевод перспективных собак в зону чистого приюта для поиска для них новых хозяев с привлечением волонтеров для социализации животных и ухода за ними; передача новым владельцам животных после оформления регистрационных документов на животное, а также обязательной стерилизации или кастрации.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 1. Louisa Tasker, Stray animal control practices (Europe). A report into the strategies for controlling stray dog and cat populations adopted in thirty-one countries. WSPA, RSPCA International. 2007.
 2. Поярков А.Д., Парцеллярная организация у бродячих собак. Тез. докл. IV съезда ВТО 1986. - Т.2. - С.157-158.
 3. Boitani L. Ciucci P. Comparative social ecology of feral dogs and wolves // Ethology Ecology & Evolution - 1995. - 7(1), P. 49-72.
 4. Kato M, Yamamoto H, Inukai Y, Kira S. Survey of the stray dog population and the health education program on the prevention of dog bites and dog-acquired infections: a comparative study in Nepal and Okayama Prefecture, Japan. // Acta Med Okayama. 2003 Oct;57(5):261

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer